Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
— потребностям физических лиц — потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
— потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
— учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федерального закона от 21.07.2014 №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерство образования Оренбургской области (далее – Министерство) осуществляет координацию работы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования.
На основании утвержденных Минобрнауки России показателей, характеризующих качество деятельности образовательных учреждений всех уровней, разработаны конкретные критерии для оценки образовательных организаций. Подготовлены рекомендации по проведению независимой оценки качества деятельности образовательных организаций для муниципальных органов управления образованием.
В соответствии с действующим законодательством независимая оценка качества образования включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В Оренбургской области оценку качества подготовки обучающихся государственных и муниципальных организаций осуществляет областное государственное бюджетное учреждение «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» в рамках государственного задания.
В независимой оценке качества образовательной деятельности организаций принимает активное участие Общественный совет при Министерстве образования Оренбургской области. Совет, в частности, принимает решение, в отношении каких образовательных организаций будет проводиться независимая оценка, и подготавливает техническое задание для оценки. Основанием для проведения независимой оценки могут служить, в том числе, заявления граждан о качестве работы образовательных организаций.
При этом учитываются такие факторы, как доступность информации о школе; комфортность условий, в которых обучаются дети, доброжелательность и компетентность педагогов, а также общая удовлетворенность качеством образовательной деятельности.
Независимая система оценки качества образования (НСОКО) является новой управленческой практикой, позволяющей обеспечить открытость системы образования. НСОКО позволяет привлечь широкие слои гражданского общества к анализу эффективности деятельности образовательной организации. Независимая оценка качества
образования, по сути являющаяся общественной экспертизой, становится формой общественной контроля. При этом основой общественного контроля становится использование его субъектами специальных знаний и опыта для исследования, анализа и оценки документов и материалов, касающихся деятельности объектов общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам